ПРОВЕРКИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ ПЕНСИОННЫМ ФОНДОМ


С 01.01.2010 г. контроль исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФР) на основании Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).

Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым в частности относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (организации,  индивидуальные предприниматели).

Регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей, производящих выплаты физическим лицам, в территориальных органах ПФР осуществляется в соответствии с Постановлением Правления ПФ РФ от 13.10.2008 №296п "Об утверждении Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, производящих выплаты физическим лицам" (далее Постановление №  296п).

Регистрации в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию подлежат следующие лица, производящие выплаты физическим лицам:

юридические лица (в том числе по месту нахождения обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц) (далее - организации);

крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие деятельность в форме юридического лица;

физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств), нотариусы, занимающиеся частной практикой, частные детективы, адвокаты и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями, заключившие трудовые договоры с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы (далее - физические лица - работодатели).

Регистрация в качестве страхователей организаций осуществляется независимо от наличия на момент регистрации обязательств по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

 Страхователи регистрируются и снимаются с регистрационного учета в территориальных органах ПФР.

 При регистрации страхователю присваивается регистрационный номер страхователя представляющий собой двенадцатизначный цифровой код. Регистрационный номер указывается страхователем на документах, представляемых в территориальный орган ПФР (документах индивидуального (персонифицированного) учета, расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам, платежных поручениях, других документах, представляемых в территориальные органы ПФР в соответствии с законодательством Российской Федерации).

 Регистрация организаций в качестве страхователей с присвоением регистрационного номера осуществляется в 5-дневный срок с даты представления налоговыми органами в территориальные органы ПФР сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ). Территориальный орган ПФР извещает организацию о ее регистрации в качестве страхователя путем направления через федеральные органы почтовой связи уведомления о регистрации юридического лица в территориальном органе ПФР по месту нахождения на территории Российской Федерации

 Регистрация организации в качестве страхователя по месту нахождения обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, осуществляется в течение 5 рабочих дней с даты представления организацией в территориальные органы ПФР заявления о регистрации российской организации в территориальном органе ПФР по месту нахождения обособленного подразделения на территории Российской Федерации и следующих документов:

- свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации;

- уведомления о регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения на территории Российской Федерации;

- копий заверенных в установленном порядке документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (устав организации, содержащий сведения о создании обособленного подразделения и его юридическом адресе, Положение об обособленном подразделении и другие документы, содержащие сведения о наличии у обособленного подразделения отдельного баланса, расчетного счета, а также права выполнять от имени юридического лица обязанности по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц и уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по месту нахождения обособленного подразделения).

 При регистрации организации в качестве страхователя по месту нахождения обособленного подразделения территориальным органом ПФР выдается (направляется) уведомление о регистрации страхователя-организации в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации в 2-х экземплярах, один из которых в 10-дневный срок со дня получения подлежит представлению организацией в территориальный орган ПФР по месту своего нахождения.

Физические лица - работодатели регистрируются в качестве страхователей в территориальных органах ПФР по месту своего жительства в срок не позднее 30 дней со дня заключения соответствующих договоров.

Регистрация в качестве страхователя физического лица - работодателя осуществляется органами ПФР в течение 5 дней на основании заявления о регистрации страхователя, производящего выплаты физическим лицам, в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации и представляемых одновременно с заявлением заверенных в установленном порядке копий следующих документов:

свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или лицензии на осуществление определенных видов деятельности;

документов, удостоверяющих личность страхователя и подтверждающих регистрацию по месту жительства;

свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации (при наличии);

документов, подтверждающих наличие у физического лица обязанности уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (трудовой договор, договор гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, авторский договор, др.).

 При регистрации в качестве страхователя физическому лицу - работодателю вручается уведомление о регистрации в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации страхователя, производящего выплаты физическим лицам

Согласно ст. 33 Закона № 212-ФЗ органы ПФР осуществляют камеральные и выездные проверки плательщиков.

При проведении выездной проверки кроме Федерального Закона № 212-ФЗ  органы ПФР руководствуются: Федеральным законом Российской Федерации от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с учетом изменений и дополнений) (далее - Закон № 167 - ФЗ), Приказом Минздравсоцразвития России от 07 декабря 2009 № 957 н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов», Распоряжением Правления ПФР от 03.02.2011 № 34р «Об утверждении Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов», Федеральным законом РФ от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с учетом изменений и дополнений), Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению" (с учетом изменений и дополнений),  Приказом Минфина РФ от 06 декабря 2008 г. № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (далее ПБУ) и другими нормативными актами.

Территориальные органы ПФР и территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации проводят выездные проверки плательщиков страховых взносов совместно на основании разрабатываемых ежегодных планов выездных проверок.

Целью выездной проверки является контроль за соблюдением плательщиками законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и проверка документов, связанных с предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.

Основанием для проведения выездной проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) органа ПФР по месту нахождения организации, ее обособленного подразделения или по месту жительства физического лица. Решение о проведении выездной проверки выносится по форме 9-ПФР, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 № 957н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов»  (далее – Приказ № 957н) (приложение № 14) и его первый экземпляр вручается плательщику (либо уполномоченному представителю плательщика страховых взносов).

Одновременно с ознакомлением плательщика страховых взносов с Решением работодателю вручается требование о представлении документов, необходимых для проведения проверки, составленное должностным лицом пенсионного фонда, проводящим выездную проверку,  по  форме №14,  утвержденной Приказом № 957н (приложение № 21).

Согласно статье 37 Закона № 212-ФЗ проверяющие имеют право требовать от плательщика документы по формам, установленным государственными органами, служащие основанием для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов.

Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий (часть 2 статьи 37 Закона № 212-ФЗ).

Количество требований, выставляемых плательщику страховых взносов в ходе выездной проверки, не ограничено.

В случае необходимости орган контроля за уплатой страховых взносов вправе ознакомиться с подлинниками всех документов, подлежащих проверке, на основании части 4 статьи 37 Закона № 212-ФЗ.

Документы, которые истребованы в ходе выездной проверки, плательщик страховых взносов обязан представить в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего требования (пункт 4 части 2 статьи 28 и часть 5 статьи 37 Закона № 212-ФЗ).

Если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение десяти рабочих дней, то в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, оно вправе письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых плательщик страховых взносов (его представитель) может представить истребуемые документы.

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) территориального органа ПФР вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении указанных сроков, о чем выносится отдельное решение по форме №15 к Приказу № 957н (часть 6 статьи 37 Закона № 212-ФЗ).

Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении выездной проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается правонарушением и на основании статьи  48 Закона  № 212 – ФЗ является основанием для  привлечения к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный  документ.

Доступ на территорию или в помещение плательщика страховых взносов должностных лиц органа ПФР, проводящих выездную проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) органа контроля за уплатой страховых взносов о проведении выездной проверки этого плательщика.

В случае, если у плательщика страховых взносов отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, выездная проверка может проводиться по месту нахождения территориального органа ПФР.

В рамках проверки может рассматриваться период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проверке. Исключение - ликвидация плательщика или реорганизация. В этом случае контроль осуществляется независимо от времени проведения предыдущей проверки.

Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев (п. 11 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). Срок исчисляется со дня вынесения решения о проверке и до дня составления справки о проведенной проверке (форма № 12-ПФР).

Возможно приостановление проверки. Для этого так же оформляется соответствующее решение руководителя (форма № 10).

Общий срок приостановления не должен превышать шесть месяцев. Этот срок допускается увеличить до девяти месяцев, если необходима информация от иностранных ведомств.

Согласно части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для работодателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ).

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, поименованы в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для работодателей определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период (календарный год) в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

Плательщикам страховых взносов рекомендуется вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты, в карточке, прилагаемой к совместному письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 26.01.2010 № АД-30-24/691 и Фонда  социального  страхования   Российской   Федерации  от   14.01.2010   №  02-03-08-56П.

Проверяющие анализируют, устранены ли ошибки, выявленные предыдущей проверкой, наличие в проверяемом периоде аналогичных нарушений, соответствие показателей, отраженных в расчетах по форме РСВ-1 ПФР, данным учета, полноту и правильность отражения в учете операций, влияющих на формирование базы для начисления взносов. В ходе выездной проверки проверяется правильность применения тарифов страховых взносов и арифметических подсчетов при начислении сумм страховых взносов, а также обоснованность применения пониженных тарифов страховых взносов.

В случае необходимости, на основании письменного уведомления, плательщик может быть вызван для дачи пояснений по вопросам уплаты (перечисления) им страховых взносов.

 В последний день проверки, составляется справка о проведенной выездной проверке  по форме № 12-ПФР, один экземпляр которой вручается (направляется) плательщику взносов (уполномоченному представителю). В справке фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.

В течение двух месяцев со дня составления справки (форма № 12-ПФР) оформляется акт выездной проверки (форма № 17-ПФР), который подписывается проверяющими и работодателем. Акт выездной проверки состоит из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

Вводная часть акта содержит общие сведения о проведенной проверке и проверяемом плательщике страховых взносов.

В описательной части акта выездной проверки отражается информация по основным вопросам, подлежащим проверке.

При выявлении нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах в описательной части акта отражаются:

сведения о выявленном занижении базы для начисления страховых взносов;

сведения о выявленной сумме неуплаченных страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов;

сведения о выявленной неуплате (неполной уплате) сумм страховых взносов в результате других неправомерных действий (бездействия);

сведения о выявленном непредставлении в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам;

сведения о других, документально подтвержденных фактах нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе проверки.

Если в ходе выездной проверки нарушений не выявлено, в акте также описываются все проверенные вопросы и выводы проверяющих об отсутствии нарушений и расхождений по правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты  страховых взносов.

Итоговая часть акта выездной проверки содержит:

-  выводы органа ПФР о взыскании с плательщика суммы неуплаченных страховых взносов и пеней за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов;

- предложения о внесении необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета и другие предложения органа контроля за уплатой страховых взносов по устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах;

- предложения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности с указанием оснований для привлечения к ответственности и состава правонарушений;

- указание на право плательщика страховых взносов представить письменные возражения по акту выездной проверки в целом или по его отдельным положениям в течение 15 дней со дня получения акта проверки.

Акт передается проверяемому лицу в течение пяти рабочих дней с даты его подписания. Акт вручается лично под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если плательщик уклоняется от получения акта, документ направляется по почте заказным письмом, а датой вручения считается шестой рабочий день с даты отправки (п. 4 ст. 38 Закона № 212-ФЗ).

Плательщик вправе представлять письменные возражения по акту, а также документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений. Все полученные сведения приобщаются к материалам проверки.

О времени и месте рассмотрения материалов проверки плательщик извещается письменно. Участвовать в процессе рассмотрения он может лично или направив своего представителя. Неявка плательщика не станет препятствием для рассмотрения материалов проверки.

Руководителем (заместителем руководителя) органа ПФР, проводившего проверку, рассматриваются акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту.  

Решение по результатам выездной проверки принимается в течение 10 дней со дня истечения срока для представления плательщиком страховых взносов письменных возражений по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц, в случае если проверяющим понадобятся дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах или отсутствия таковых.

По результатам рассмотрения материалов проверки выносится Решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности (форма № 19-ПФР) или об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности (форма № 20-ПФР). В первом случае в документе указываются обстоятельства правонарушения со ссылкой на подтверждающие документы и иные сведения, при наличии отражается размер недоимки, начисленные пени и штраф. Если принято Решение об отказе в привлечении, в нем также перечисляются обстоятельства, послужившие основанием для такого вывода.

Решение передается работодателю в течение пяти рабочих дней с момента вынесения. Вручение производится под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения плательщиком страховых взносов соответствующего решения. Если указанными способами вручить указанное решение невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его плательщику страховых взносов (его уполномоченному представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение.

На основании вступившего в силу решения плательщику страховых взносов направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение правонарушения.

В соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования предприниматель, уплачивающий страховые взносы в фиксированном размере, обязан иметь страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (далее – страховое свидетельство), которое оформляется непосредственно в органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации предпринимателя в качестве страхователя. В случае утраты страхового свидетельства, физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, обязано в течение одного месяца со дня его утраты обратиться в орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователя с заявлением о восстановлении страхового свидетельства.

Индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в качестве работодателя, имеет право потребовать от застрахованных лиц при приеме их на работу предъявить страховое свидетельство, а в случае его отсутствия представить ему следующие сведения о себе: 1) фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; 2) дата рождения; 3) место рождения; 4) пол; 5) адрес постоянного места жительства; 6) серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов, наименование выдавшего их органа; 7) гражданство для представления их в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации. На основании представленных данных по форме АДВ-1 «Анкета застрахованного лица» Пенсионный фонд оформляет страховое свидетельство, которое работодатель обязан вручить работнику. Работодатель также имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Предприниматель-работодатель обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах; получать в органах Пенсионного фонда Российской Федерации страховые свидетельства, а также дубликаты указанных страховых свидетельств и выдавать их под роспись застрахованным лицам, работающим у него по трудовому договору или заключившим договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; передавать бесплатно каждому застрахованному лицу, работающему у него по трудовому договору или заключившему договор гражданско-правового характера, копию сведений, представленных в орган Пенсионного фонда Российской Федерации для индивидуального (персонифицированного) учета для включения их в индивидуальный лицевой счет данного застрахованного лица; контролировать соответствие реквизитов страхового свидетельства, выданного застрахованному лицу, реквизитам документов, удостоверяющих личность указанного лица, работающего у него по трудовому договору или заключившему договор гражданско-правового характера.

Предприниматели-работодатели представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Предприниматели-работодатели ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера), следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования;

7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;

8) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии;

9) суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы;

10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.

Вместе с выше перечисленными сведениями, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.

Страхователь представляет сведения о включаемых в страховой стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у него застрахованными лицами до их регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют указанные сведения в том же порядке. Сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений. Документы в электронной форме, содержащие индивидуальные сведения, должны быть заверены электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». С 01.01.2011 года, если численность сотрудников предприятия (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) превышает 50 человек, то страхователь обязан представлять документы в электронном форме, заверенной электронной цифровой подписью.

В таком же порядке может представляться отчетность страхователем, имеющим численность менее чем 50 работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период. В помощь страхователям на сайте ПФР размещены программы для подготовки документов в электронной форме. Копии представляемых в ПФР документов страхователю необходимо хранить по правилам, установленным для хранения документов бухгалтерского учета и отчетности.