ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРОВЕРОК

1.1. Как убедиться, действительно ли в отношении Вас проводится проверка?

Проверить достоверность плановой проверки можно, изучив план данного контролирующего органа, в случае внеплановой проверки – позвонив в соответствующую службу, контактные телефоны которых всегда указываются на официальных сайтах или в справочной литературе.

1.2. Порядок проведения проверки.

Проверки проводятся на основании распоряжения, решения (предписания, поручения, приказа и т. п.) руководителя органа контроля, который в начале проверки вручается под роспись руководителю проверяемого лица или его представителю одновременно с предъявлением служебного удостоверения. По итогам проверки составляется акт, один экземпляр которого также вручается проверяемому лицу. Проверка может проводиться только теми должностными лицами, которые указаны в распоряжении, решении, (предписании, поручении, приказе и т. п.).

Ваше грамотное поведение в ходе проведения проверки позволит защититься от незаконных или несанкционированных действий со стороны «самозванцев», а также будет способствовать формированию объективных и справедливых результатов проверки.

1.3. Что такое журнал проверок и зачем он нужен?

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок, в который контролирующими органами вносятся сведения о всех проводимых контрольных мероприятиях (п. 8 ст. 16 Закона № 294-ФЗ). В последующем записи в журнале помогут отстоять свои права.
Заполнив все графы журнала, Вы без труда сможете полностью получить все сведения о проверке: её цель, вид, сроки.

При поддержке управления по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области Липецкой торгово-промышленной палатой выпущена брошюра «Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля» (далее – Журнал). Журнал содержит образец ведения журнала учёта проверок, включающий следующие графы:

- дата начала и окончания проверки;

- общее время проведения проверки (в отношении субъектов малого предпринимательства и микропредприятий указывается в часах);

- наименование органа государственного контроля (надзора), либо наименование органа муниципального контроля;

- дата и номер распоряжения или приказа о проведении проверки;

- цель, задачи и предмет проверки;

- вид проверки (плановая или внеплановая):

в отношении плановой проверки:

- со ссылкой на ежегодный план проведения проверок;

в отношении внеплановой выездной проверки:

- с указанием на дату и номер решения прокурора о согласовании  проведения проверки (в случае, если такое согласование необходимо);

- дата и номер акта, составленного по результатам проверки, дата его вручения представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю;

- выявленные нарушения обязательных требований (указываются содержание выявленного нарушения со ссылкой на положение нормативного правового акта, которым установлено нарушенное требование, допустившее его лицо);

- дата и номер содержание выданного предписания об устранении выявленных нарушений;

- фамилия, имя, отчество, должность должностного лица (должностных лиц), проводящего(их) проверку;

- фамилия, имя, отчество, должности экспертов, представителей экспертных организаций, привлеченных к проведению проверки;

- подпись должностного лица (лиц), проводившего проверку.

По желанию приобрести Журнал Вы можете в Липецкой торгово-промышленной палате, расположенной по адресу: г. Липецк, ул. Первомайская, д. 78, 3-й этаж, тел. 22-10-30, 22-60-69; стоимость одного экземпляра – 250 руб.

1.4. Какими нормативными актами регламентируется порядок осуществления государственного и муниципального контроля?

Вопросы осуществления проверок за деятельностью субъектов предпринимательства регламентируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Закон № 294-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными актами. Особенности в отношении отдельных видов контроля могут быть предусмотрены соответствующими профильными законами.

Требования названного Закона не применяются при проведении оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками МВД, ФСИН, ФСКН, ФСБ, ФТС, СВР, ФСО, осуществлении прокурорского надзора и правосудия, проведении административного расследования, к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие с проверяемым лицом и в других случаях, указанных в пп.3 и 3.1 ст.1 Закона № 294-ФЗ.

1.5.  Могут ли проверки проводиться не органами государственной власти и местного самоуправления?

Общественные объединения и негосударственные (частные) организации не имеют право осуществлять какие – либо проверки предпринимателей.

1.6.  Должны ли контролирующие органы извещать о проведении проверки?

О проведении плановой проверки лицо извещается не позднее трех рабочих дней до ее начала, внеплановой – не менее чем за 24 часа посредством направлении копии распоряжения или приказа заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Однако предварительного уведомления о внеплановой проверке не требуется, если в результате деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

1.7.  Какие бывают виды проверок?

Проверки делятся на плановые и внеплановые, каждая из которых может быть выездной (проводятся по месту осуществления хозяйственной деятельности) и документарной (проводятся по месту нахождения контролирующего органа).

1.8.  Ограничена ли периодичность плановых проверок?

1.9.  Что может служить основанием для внеплановых проверок?

Общими основаниями для внеплановой проверки являются:

  1. истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений;
  2. поступление в орган контроля обращений и заявлений граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

- причинения вреда жизни и здоровья граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а равно об их угрозе;

- нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

3)  приказ (распоряжение) руководителей органа контроля, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ Правительства РФ и на основании требования прокурора.

Другие основания могут быть предусмотрены специальными федеральными законами (например, наличие заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав может стать поводом для проверки Государственной инспекции труда- ст.360 Трудового кодекса РФ).

1.10.  Может ли быть основанием для внеплановой проверки анонимное обращение?

Согласно п. 3 ст. 10 Закона № 294-ФЗ обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган контроля, а также обращения, не содержащие сведений о фактах, приведенных в ответе на предыдущий вопрос, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

1.11.  Ограничен ли срок проверки?

Максимальный срок проверки не может превышать 20 рабочих дней (конкретный срок проверки определяется планом, внеплановой - приказом о ее проведении).

При этом в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятидесяти часов для малого предприятия и пятнадцати часов для микропредприятий в год ( ст.13 Закона № 294-ФЗ). Данное время считается по продолжительности нахождения инспектора на предприятии.

1.12.  Какие права при проведении проверки предоставлены предпринимателям?

При проведении проверок предприниматель вправе (ст. 21 закона №294-ФЗ):

- непосредственно присутствовать при проведении проверки и давать необходимые объяснения;

- получать от проверяющего лица информацию, которая относится к предмету проверки;

- знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ними;

- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц контролирующего органа в административном  и (или) судебном порядке;

- привлекать уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

1.13.  Существует ли ответственность органов контроля за нарушения законодательства в данной сфере?

В случае грубого нарушения требований Закона № 294-ФЗ, как то отсутствие оснований для проверки, отсутствия согласования с органами прокуратуры, нарушения сроков, проведение проверки без распоряжения (приказа) и т. д., результаты проверки не могут являться доказательствами нарушения лицом обязательных требований и подлежит отмене (ст. 20). Одновременно ст. 19.6.1 КоАп РФ для сотрудников органов контроля предусмотрена административная ответственность вплоть до дисквалификации.

1.14.  Какова роль органов прокуратуры в защите предпринимателей от излишнего давления со стороны контролирующих органов?

Полномочия прокуратуры:

- формирование сводного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, исключение из планов органов контроля необоснованных проверок;

- согласование в ряде случаев внеплановых выездных проверок;

- проведение проверок исполнения органами государственной власти и местного самоуправления законодательства в сфере государственного и муниципального контроля и надзора, принятие при необходимости мер прокурорского реагирования.

1.15.  Какие меры реагирования могут быть применены при выявлении нарушений закона со стороны органов контроля?

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе внести представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить  допущенные нарушения, принести протест на противоречащий закону правовой акт, в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях объявить предостережение о недопустимости нарушения закона. Кроме того, прокурор вправе внести постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренной любой статьей КоАП РФ, а также о направлении материалов в следственные органы для проведения проверки в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ на предмет наличия в действиях лица состава преступления.

1.16.  Все ли внеплановые проверки согласовываются с органами прокуратуры?

С органами прокуратуры согласовываются внеплановые выездные проверки, проводимые на основании обращений и заявлений граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а равно об их угрозе.

Отдельными федеральными законами могут предусматриваться иные случаи внеплановых проверок, требующих согласования с органами прокуратуры.

1.17. Где можно ознакомиться с планом проверок на очередной год?

План проверок на очередной год размещается на Интернет-сайтах Генеральной прокуратуры Российской Федерации (www.genproc.gov.ru) и прокуратуры Липецкой области (www.lipprok.ru), а также официальных Интернет-сайтах соответствующих органов контроля.

1.18.Куда обращаться если нарушаются права предпринимателей?

В случаях нарушения Ваших прав Вы вправе обращаться в районные (городские) прокуратуры по месту совершения неправомерных, по Вашему мнению, действий, адреса и телефоны которых указаны на сайте прокуратуры Липецкой области, либо непосредственно в прокуратуру области по адресу:г.Липецк, ул.Зегеля,25. Имеется возможность подать свое обращение через Интернет-приемную на сайте прокуратуры области.

Телефон доверия предпринимателей:

в прокуратуре Липецкой области

7-919-250-00-30

( с 9.00 до 18.00 с понедельника по пятницу)