Проверить достоверность плановой проверки можно, изучив план данного контролирующего органа, в случае внеплановой проверки – позвонив в соответствующую службу, контактные телефоны которых всегда указываются на официальных сайтах или в справочной литературе.
Проверки проводятся на основании распоряжения, решения (предписания, поручения, приказа и т. п.) руководителя органа контроля, который в начале проверки вручается под роспись руководителю проверяемого лица или его представителю одновременно с предъявлением служебного удостоверения. По итогам проверки составляется акт, один экземпляр которого также вручается проверяемому лицу. Проверка может проводиться только теми должностными лицами, которые указаны в распоряжении, решении, (предписании, поручении, приказе и т. п.).
Ваше грамотное поведение в ходе проведения проверки позволит защититься от незаконных или несанкционированных действий со стороны «самозванцев», а также будет способствовать формированию объективных и справедливых результатов проверки.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок, в который контролирующими органами вносятся сведения о всех проводимых контрольных мероприятиях (п. 8 ст. 16 Закона № 294-ФЗ). В последующем записи в журнале помогут отстоять свои права.
Заполнив все графы журнала, Вы без труда сможете полностью получить все сведения о проверке: её цель, вид, сроки.
При поддержке управления по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области Липецкой торгово-промышленной палатой выпущена брошюра «Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля» (далее – Журнал). Журнал содержит образец ведения журнала учёта проверок, включающий следующие графы:
- дата начала и окончания проверки;
- общее время проведения проверки (в отношении субъектов малого предпринимательства и микропредприятий указывается в часах);
- наименование органа государственного контроля (надзора), либо наименование органа муниципального контроля;
- дата и номер распоряжения или приказа о проведении проверки;
- цель, задачи и предмет проверки;
- вид проверки (плановая или внеплановая):
в отношении плановой проверки:
- со ссылкой на ежегодный план проведения проверок;
в отношении внеплановой выездной проверки:
- с указанием на дату и номер решения прокурора о согласовании проведения проверки (в случае, если такое согласование необходимо);
- дата и номер акта, составленного по результатам проверки, дата его вручения представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю;
- выявленные нарушения обязательных требований (указываются содержание выявленного нарушения со ссылкой на положение нормативного правового акта, которым установлено нарушенное требование, допустившее его лицо);
- дата и номер содержание выданного предписания об устранении выявленных нарушений;
- фамилия, имя, отчество, должность должностного лица (должностных лиц), проводящего(их) проверку;
- фамилия, имя, отчество, должности экспертов, представителей экспертных организаций, привлеченных к проведению проверки;
- подпись должностного лица (лиц), проводившего проверку.
По желанию приобрести Журнал Вы можете в Липецкой торгово-промышленной палате, расположенной по адресу: г. Липецк, ул. Первомайская, д. 78, 3-й этаж, тел. 22-10-30, 22-60-69; стоимость одного экземпляра – 250 руб.
Вопросы осуществления проверок за деятельностью субъектов предпринимательства регламентируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Закон № 294-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными актами. Особенности в отношении отдельных видов контроля могут быть предусмотрены соответствующими профильными законами.
Требования названного Закона не применяются при проведении оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками МВД, ФСИН, ФСКН, ФСБ, ФТС, СВР, ФСО, осуществлении прокурорского надзора и правосудия, проведении административного расследования, к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие с проверяемым лицом и в других случаях, указанных в пп.3 и 3.1 ст.1 Закона № 294-ФЗ.
Общественные объединения и негосударственные (частные) организации не имеют право осуществлять какие – либо проверки предпринимателей.
О проведении плановой проверки лицо извещается не позднее трех рабочих дней до ее начала, внеплановой – не менее чем за 24 часа посредством направлении копии распоряжения или приказа заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Однако предварительного уведомления о внеплановой проверке не требуется, если в результате деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
Проверки делятся на плановые и внеплановые, каждая из которых может быть выездной (проводятся по месту осуществления хозяйственной деятельности) и документарной (проводятся по месту нахождения контролирующего органа).
Общими основаниями для внеплановой проверки являются:
- причинения вреда жизни и здоровья граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а равно об их угрозе;
- нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
3) приказ (распоряжение) руководителей органа контроля, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ Правительства РФ и на основании требования прокурора.
Другие основания могут быть предусмотрены специальными федеральными законами (например, наличие заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав может стать поводом для проверки Государственной инспекции труда- ст.360 Трудового кодекса РФ).
Согласно п. 3 ст. 10 Закона № 294-ФЗ обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган контроля, а также обращения, не содержащие сведений о фактах, приведенных в ответе на предыдущий вопрос, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Максимальный срок проверки не может превышать 20 рабочих дней (конкретный срок проверки определяется планом, внеплановой - приказом о ее проведении).
При этом в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятидесяти часов для малого предприятия и пятнадцати часов для микропредприятий в год ( ст.13 Закона № 294-ФЗ). Данное время считается по продолжительности нахождения инспектора на предприятии.
При проведении проверок предприниматель вправе (ст. 21 закона №294-ФЗ):
- непосредственно присутствовать при проведении проверки и давать необходимые объяснения;
- получать от проверяющего лица информацию, которая относится к предмету проверки;
- знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ними;
- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц контролирующего органа в административном и (или) судебном порядке;
- привлекать уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.
В случае грубого нарушения требований Закона № 294-ФЗ, как то отсутствие оснований для проверки, отсутствия согласования с органами прокуратуры, нарушения сроков, проведение проверки без распоряжения (приказа) и т. д., результаты проверки не могут являться доказательствами нарушения лицом обязательных требований и подлежит отмене (ст. 20). Одновременно ст. 19.6.1 КоАп РФ для сотрудников органов контроля предусмотрена административная ответственность вплоть до дисквалификации.
Полномочия прокуратуры:
- формирование сводного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, исключение из планов органов контроля необоснованных проверок;
- согласование в ряде случаев внеплановых выездных проверок;
- проведение проверок исполнения органами государственной власти и местного самоуправления законодательства в сфере государственного и муниципального контроля и надзора, принятие при необходимости мер прокурорского реагирования.
В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе внести представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, принести протест на противоречащий закону правовой акт, в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях объявить предостережение о недопустимости нарушения закона. Кроме того, прокурор вправе внести постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренной любой статьей КоАП РФ, а также о направлении материалов в следственные органы для проведения проверки в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ на предмет наличия в действиях лица состава преступления.
С органами прокуратуры согласовываются внеплановые выездные проверки, проводимые на основании обращений и заявлений граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а равно об их угрозе.
Отдельными федеральными законами могут предусматриваться иные случаи внеплановых проверок, требующих согласования с органами прокуратуры.
План проверок на очередной год размещается на Интернет-сайтах Генеральной прокуратуры Российской Федерации (www.genproc.gov.ru) и прокуратуры Липецкой области (www.lipprok.ru), а также официальных Интернет-сайтах соответствующих органов контроля.
В случаях нарушения Ваших прав Вы вправе обращаться в районные (городские) прокуратуры по месту совершения неправомерных, по Вашему мнению, действий, адреса и телефоны которых указаны на сайте прокуратуры Липецкой области, либо непосредственно в прокуратуру области по адресу:г.Липецк, ул.Зегеля,25. Имеется возможность подать свое обращение через Интернет-приемную на сайте прокуратуры области.
Телефон доверия предпринимателей:
в прокуратуре Липецкой области
7-919-250-00-30
( с 9.00 до 18.00 с понедельника по пятницу)